Приветствую Вас на нашем сайте Гость | RSS

Среда, 20.09.2017, 17:41
Главная » Статьи » Материалы открытого доступа

"Сопротивление ". Томас Риттер. пер: E. Слободчикова.
Сопротивление
- by Dr. Thomas Ritter Перевод Слободчикова Елена

©2007 All Rights Reserved



                  
Многие всадники ощущают пропасть между собственным желанием к вечной гармонии с их лошадью и их реальным опытом, где гармония появляется ненадолго, но не навсегда. Ошибка, которая легко случается с менее опытными всадниками, кто никогда не делал лошадь, это ошибка чужого мнения, которое воспринимается за «готовый» продукт и начинает применяться везде и всюду, когда ежедневные тренировки поддаются этому видению идеального. К несчастью, идеальное недостижимо, даже если Вы соблюдаете указания Felix Burkner.

Все, что мы можем сделать – это ежедневно пытаться приблизиться к понятию идеального. Но если мы хотим научиться, как тренировать лошадь, мы не должны купаться в мечтах.

Gustav Steinbrecht (Das Gymnasium des Pferdes, 1935, English translation, Xenophon Press, 1995, 220)напоминает своим читателям:

"Даже при серьезных стараниях и заботах никто не может мечтать о достижении цели смутно и без промежуточных этапов. С каждой лошадью в тренинге, даже если это самая покладистая и выезженная лошадь, будьте готовы к разочарованиям, раздражению, борьбе – тогда Вы сможете не потерять чувство юмора, и в конце концов это и будет самым важным во всей Вашей работе."

Данное утверждение предоставляет возможность взглянуть поближе на термин «сопротивление», который возникает так много во всех дискуссиях. Сегодня он применяется для определения жесткой оппозиции лошади как аргументированное возражение или даже защита против нечестного или сомнительного утверждения со стороны всадника, либо против плохой посадки. «Сопротивление» таким образом, имеет негативный смысл, которого многие тренеры пытаются избежать, предлагая своим клиентам методы тренинга «без сопротивления». Данное слово употреблялось и трактатах прошлых авторов. Borries von Oeynhausen (Leitfaden zur Abrichtung von Reiter und Pferd, 1856, reprint Olms, p. 51, translation: TR)приводит хороший пример:

"Все сопротивления со стороны лошади имеют под собой основу боязни человека, либо игнорирование того, что человек требует, точнее, невозможность сделать то, что человек требует слишком много, либо слишком рано. Только когда лошадь начнет доверять человеку, она начнет понимать, что именно просят от нее в выездке, и позже она сможет сделать то, что так недостижимо для невыезженной лошади.."

Однако, целый пласт литературы, наравне с практикой, показывает, что данное определение слишком узко. Учитывая других автороы, к примеру Jean Licart's (Еquitation raisonnie, J.Delmas et Cie., Paris 1972, p. 27, translation: TR) понимает под словом «сопротивление»:

"Все сопротивления являются, по факту, ничем иным как некорректными и постоянными сокращениями мышц, которые разрушают движение. Такие сопротивления могут быть исправлены лишь развитием эластичности мышц, которые поддерживают движение."

Это определение шире, но не учитывает противоречия. Licart's фокусируется здесь на сопротивлении мускулов. Забитость мускулов может проистекать от разных источников, к примеру, вес всадника, боль от побоев, плохой посадки и средств управления всадника, плохого тренинга в прошлом, который влияет на нынешнего всадника, а так же плохой конституции.

Два последних утверждения выражены Franзois Baucher как основные причины сопротивления :

"Подчинение, имеет разное понимание у лошадей - в случае выезженной лошади, это приложение всех усилий для ответа на наши импульсы, у невыезженной же напротив, спокойствие и самоуверенность в ответ на импульс, подаваемый всадником. И в том и в другом случае подчинение перерастет в сопротивление, когда импульс подан неверно, что является единственным препятствием в достижении баланса. Преодоление трудностей будет легче, если мы сами приложим к этому усилия"

Боше утверждает, что трудности исчезнут, если приложить к этому наши усилия – и конечно имеет в виду, что человек, что обучает лошадь, является мастером. Учащийся всадник потратит гораздо большие усилия и время.

E.F.Seidler сделал похожее утверждение в предисловии к книге "Die Dressur diffiziler Pferde (1846, x, reprint Olms, translation: TR):

"Только несоответствие сил в расположении к чему-либо или в противодействии чему-либо являются причиной так называемой трудности лошади."

Что любопытно, так это то, что Боше и Седлер оба занимались с проблемными лошадьми, которые уже были испорчены предыдущим тренингом, либо чья конституция делала их непригодными для выездки, что выделяет их от тех мастеров, которым посчастливилось работать с более одаренными лошадьми. Боше и Седлер благодаря такому богатому опыту, имели более реальное представление о сопротивлении. Их определения заключают в себе пассивное сопротивление – как например зажатость, вызванная особенностями конституции, такими как длинная, слабая спина, вогнутые бока, короткая шея, толстая шея, очень прямо посаженная шея, низкая шея, узкое горло, высокий круп, прямые задние ноги, вывернутые задние ноги в связи с особенностями связок и так далее, со всеми возможными вариациями.

Лично я нахожу этот нейтральный, безоценочный подход к термину сопротивление более подходящим, так как он отражает трудность процесса обучения. Конечно есть и ярко выраженные сопротивления, которые не упоминаются, так как являются ответом лошади на плохую посадку или средства управления. Есть так же и явно выраженные сопротивления лошади смене всадника, когда она привыкла диалогу «ты просто делай, а я посижу» и тут появляется кто-то другой, кто просит ее поработать. Но это так же пассивное сопротивление лошади, имеющее корни в ее собственной психике и привычке.

Весь процесс подчинения, баланса, выпрямления лошади связан с решением проблем. Всякая молодая лошадь изначально дисбалансирована в двух направлениях. Несет больший вес на переду, а так же переносит вес на более развитые от природы мышцы ног, с одной стороны. Более развитая задняя нога несет вес больший, чем другая, что приводит к упору в повод с одной, более развитой стороны. Лошадь компенсирует любой дисбаланс напряжением мускулов, что порождает сопротивление, твердость. Вот почему тренинг подразумевает исключение твердости, сопротивления и тренинг «без сопротивления» - это нечто из области фантастики, если только поставленные цели тренинга не смехотворно малы.

Другой фактор, что играет роль - это то, что любая степень сопротивления – это субъективное ощущение. Менее продвинутый всадник с неразвитым чувством такта может посчитать, что его лошадь вообще не выказывает сопротивления, тогда как более продвинутый всадник найдет ту же самую лошадь ужасно зажатой, не реагирующей на ногу и шлюсс, не идущую в контакте с поводом. Причина этого – то, что менее продвинутый всадник может ощущать только на 10% от того, что чувствует более тактичный, грамотный и продвинутый всадник. Это может спровоцировать некоторое непонимание, поскольку менее обученный всадник не понимает, о чем втолковывает ему более грамотный и чуткий, так как просто этого не ощущает. Одним из целей обучения всадника является развить в себе чувство такта, всадник учится замечать все более мелкие нюансы, которые позволяют ему выявлять и решать проблемы задолго до того, как все пойдет наперекосяк.

Искусство заключается в умении видеть золотую середину в каждом конкретном случае, и находить индивидуальное решение проблемы, так что затруднения будут проходить легко и эффективно, вместо того, чтобы становиться неразрешимыми. С таким подходом «сопротивление» теряет свою эмоциональную и негативную оценку. Всадник будет воспринимать сопротивление как естественную и не отменную часть процесса тренинга, поскольку даже лучший тренер в мире имеет дело с плохим тренингом своей подопечной лошади в прошлом, с ошибками владельца лошади, с трудностями экстерьера. Хороший тренер минимизирует сопротивление, как только оно начнет появляться, разберется с ними эффективно и спокойно и пойдет дальше. Плохой тренер, напротив, может никогда не дойти до осознания того, что проблема вообще существует, либо попытается не преодолеть трудности, а скрыть их, и от этого будет сталкиваться с ними на каждой лошади, на которой впоследствии будет ездить.

Gustav von Dreyhausen (Grundzьge der Reitkunst, 3rd edition Wien 1951, reprint: Olms 1996, 24, translation: TR) перефразировал точку зрения, изложенную выше:

"Прежде всего, человек должен попытаться устранить дискомфорт, твердость, зажатость, что может являться причиной сопротивления. Затем человек должен завоевать доверие лошади, расслабить ее, а затем начать работать над противоречиями.

Конечно, необходимо бороться с сопротивлением седалищем, ногами, руками – в первую очередь. Лошадь, которая изворачивается, высаживает и убегает, должна понять, что такое решение проблемы не сработает, еще до того, как с ней начнет работать всадник. Но затем, всадник показывает лошади свободно, с постоянным импульсом, с хорошими средствами управления и посадкой – что работать с ним комфортнее, чем проявлять норов.

Определяя правильно причину проблемы мы действует исходя из опыта и понимания лошади. Мы должны применять все свое искусство отношений с лошадью индивидуально. Вот где создается трудность – ведь без опыта и понимания любой новичок мог бы работать над лошадью с книжкой в руках. Езда была бы не искусством, а развлечением, которое под силу каждому – была бы спортом."

E.F.Seidler (1846, 64f., translation: TR) должен несомненно внести последнее слово, которое отразит правду тренинга без лишних утверждений, аксиом, без фантастики и лишних слов:

"Трудная лошадь может быть выявлена демонстрацией неприятного поведения и научена повиноваться воле всадника временным снижением требований, похвальбой за малое, смягчением, но одновременно с этим серьезным строгим обращением, и необходимым наказанием. В то же время все это может породить проявление испорченного характера, если будет применяться невовремя.
Доброта, снисходительность и похвальба в неудачное время учит лошадь неуважению, затем оппозиции на каждое требование и затем упертости. Строгость, жестокие наказания и бескомпромиссность всадника в неправильное время вызывает недоверие, затем неуверенность и стеснительность, страх, даже истерики, и наконец, злобу и вызывающее поведение. Применять к каждой лошади свой подход в нужное время и с нужной пропорцией – это великое искусство в обучении сложных лошадей, стоящее рядом с корректной оценкой ситуации. Не нужно впустую ждать успеха всадника, кто слишком мягок, как и того, кто слишком строг. Нет истины, что кто-то может всего добиться поглаживанием и добротой, так же как и постоянным битьем.

Похвальба переменчивой доброты и снисходительности так же неправильна, как критика подходящего наказания и своевременной коррекции. Смешанный тренинг – искусство, которое побуждает выказывать великую доброту вместе с великой строгостью в своей определенной пропорции в правильный подходящий момент, если Вы хотите добиться настоящего успеха."

E.F.Seidler (1846, 66f., translation: TR):

"Помните: наказание, которое недостаточно строго, побуждает непослушание лошади. Чрезмерное наказание провоцирует проявление норова, истерик, и лошадь начинает иногда бороться с двойным усилием. Такие лошади должны обучаться под страхом наказания, но они не должны быть запуганы. Как только они начнут слушаться, следует завоевать их доверие похвальбой и поглаживанием шеи."

E.F.Seidler (Leitfaden zur systematischen Bearbeitung des Kampagnepferdes, Berlin 1837, reprint Olms, Hildesheim 1977, 11f., translation: TR):

"Безоговорочное послушание возникает только когда лошадь доверяет своему всаднику, в том, что требования никогда не станут сильнее, чем она сможет дать, что ничего нечестного по ее мнению, с ней не произойдет, но с другой стороны она должна при этом понимать, что всадник не спустит ей непослушание.."

Причины сопротивления
Если всадник несбалансирован и искривлен, его бедра и плечи будут зажаты, и он будет хвататься и цепляться ногами и руками за лошадь. Это спровоцирует зажатость и сопротивление и в теле лошади.
Плохо организованные и непродуманные упражнения вызовут сопротивление лошади. Несбалансированные всадники не в силах рассчитать во времени и скоординировать свои действия
Езда в непостоянном темпе, уровень импульса, подачи команд поощряют сопротивление лошади. Так же и езда на лошади слишком медленно, слишком быстро, либо с повышенной или пониженной энергичностью.
Неряшливо проделываемые манежные упражнения, включая плохо заезжаемые углы, порождают сопротивление лошади, так как бедра и плечи лошади не двигаются в нужном направлении. Лошадь искривлена, несбалансированна и ее мышцы забиваются кислотой
Езда на переду порождает сопротивление, так как лошадь несбалансированна и ей тяжело нести всадника
Позволять лошади идти перед поводом или за поводом породит сопротивление, так как лошадь в дисбалансе и мускулы работаю неверно.
Прошлый ошибочный тренинг порождает сопротивление в настоящем, так как дисбаланс, асимметрия, забитые мышцы стали привычкой и настоящий всадник, который не в курсе этого, должен будет это искоренять
Возрастающие требования порождают сопротивление .
Недостаток дисциплины и постоянства при работе в руках и тренинге – порождают сопротивление

10. Недостатки экстерьера лошади, такие как большая голова, короткая толстая шея, длинная, слабая спина, и т.п. породят сопротивление.

11. Недостаток проводимости

12. Недостаток послушания, внимательности, отдачи

Категория: Материалы открытого доступа | Добавил: Bereiter (13.07.2011)
Просмотров: 642
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]